Заведующий детским садом:

Макурина Наталья Константиновна


Организация питания в  дошкольных образовательных учреждениях

Правильно организованное питание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ является важным факто­ром в формировании роста и развития ребенка, его здоровья не только на данный момент, но и в будущем. Организация питания независимо от типа дошкольного учреждения и времени пребы­вания в нем ребенка должна базироваться на следующих принци­пах:

• правильная организация режима питания;

• адекватная энергетическая ценность пищевых рационов (не менее 70 %), соответствующих энерготратам детей;

• сбалансированность рациона по всем необходимым пищевым ингредиентам (белки, жиры, углеводы, витамины, макро- и микроэлементы);

•использование адекватной технологической и кулинарной работки продуктов, обеспечивающей высокие вкусовые качества блюд и сохранность пищевой ценности продуктов;

• соблюдение всех санитарно-гигиенических требований предъявляемых к получению и транспортировке продуктов, местам и условиям их хранения, кулинарной обработке (учитывая специфику ДОУ), раздаче блюд, обработке посуды в групповых ячейках;

• осуществление ежедневного контроля за выполнением санитарно-гигиенических требований;

• учет (насколько это возможно в ДОУ) индивидуальных  особенностей детей.

В дошкольных учреждениях ежедневно заведующий вместе медицинским работником составляют меню-требование на основании примерно 10-дневного или двухнедельного меню. Меню представляет собой перечень блюд, входящих в дневной рацион ребенка. При составлении меню исходят из физиологических потребностей ребенка в различных пищевых веществах.

Дети должны получать питание 4 раза в сутки с интервалами между приемами пищи не более 4 ч. Завтрак составляет 25 % от суточной энергетической ценности рациона, обед — 35 %, пол­дник — 15 — 20 %, ужин — 25 %.

На завтрак следует давать каши, овощные пюре или другие плотные блюда, а также горячие напитки: чай с молоком, кофе, какао, на ужин лучше молочно-овощную пищу при ограничен­ном количестве жидкости. Обед должен включать в себя первое жидкое блюдо, второе — преимущественно мясное или рыбное, а третье — сладкое блюдо. В течение одного дня однородные блюда не должны повторяться. Используя один и тот же продукт в течение недели, следует варь­ировать приготовление из него блюд: например, картофель отвар­ной, картофельные котлеты, картофельное пюре и т.д.

Мясные и рыбные блюда лучше подавать на завтрак и обед, молочные овощные и крупяные — на ужин, молоко, молочно­кислые продукты, ягоды, фрукты, сладости, печенье — на пол­дник. Если отсутствуют те или иные продукты, возможна их заме­на равноценными (по содержанию белка и жира).

Врач или заведующий ДОУ присутствует при закладке основ­ных продуктов и раздаче готовых блюд. Они следят за тем, чтобы при кулинарной обработке продукты не теряли своих ценных ка­честв, чтобы объем готовой пищи точно соответствовал количеству порций по утвержденной норме.

Перед едой дошкольники отправляются в туалетную мыть руки. Ясли она находится рядом с комнатой, где дети обедают, они, по ре того как вымоют руки, самостоятельно садятся за столы и  начинают есть уже поданное первое блюдо. Надо следить, чтобы первыми мыли руки и садились за стол те воспитанники, которые  едят медленно. Если туалетная отделена от столовой коридором, дети вымыв руки,  возвращаются все вместе в сопровожде­нии воспитателя и садятся за стол одновременно.

В помещении, где едят дети, надо создать уютную обстановку. Скатерти или клеенки на столах должны быть чистыми, посуда, в которой подается пища, — небольших размеров, эстетичной (луч­ше одинаковых формы и цвета, хотя бы для каждого стола).

Готовую пищу надо раздавать сразу после ее приготовления. Это необходимо для сохранения в ней витаминов и вкусовых ка­честв, а также для предупреждения пищевых отравлений. Готовую пищу закрывают крышками. Витаминизация пищи проводится ежедневно в пищеблоке или групповой детского учреждения не­посредственно перед раздачей.

Первые блюда в момент раздачи должны иметь температуру около 70 °С, вторые — не ниже 60 °С, холодные блюда и закуски (салаты, винегрет) — от 10 до 15 °С. Разливать и раскладывать готовую к употреблению пищу надо специальными разливатель­ными черпаками или ложками, вилками, лопаточками. Следует обращать внимание на ее кулинарное оформление: красивые, при­влекательные блюда способствуют возбуждению аппетита, а зна­чит, и лучшему усвоению пищи.

Во время приема пищи надо создать спокойную доброжела­тельную обстановку и поддерживать у детей хорошее настроение, так как состояние нервной системы ребенка сказывается на его аппетите. Не следует проявлять нетерпения, если дети едят мед­ленно, запрещать им во время еды обращаться с просьбой к това­рищам или взрослым, постоянно делать замечания. Это отвлека­ет, нервирует детей и снижает их аппетит.

Если ребенок отказывается от какого-либо полезного блюда, следует постепенно приучить его к нему, давая пищу небольши­ми порциями. Такого ребенка лучше посадить с детьми, которые  едят пищу с удовольствием, и не принуждать ребенка, если он не может съесть всю порцию, так как рекомендуемые средние нор­мы не рассчитаны на индивидуальные особенности и потребно­сти организма. Если в одно кормление он не доел свою порцию,  не надо заставлять его съедать все. В случае, если ребенок система­тически съедает меньше нормы, у него плохо нарастает масса тела,  его следует показать врачу. Возможно, он нездоров и нуждается в изменении рациона или общего режима дня.

Часто дети не доедают предложенную им пищу, так как устают действовать самостоятельно. Взрослые должны прийти им на помощь.

Перевозка продуктов также должна осуществляться в соответствии санитарно-гигиеническими требованиями. Соленая рыба доставляется в бочках или ящиках в заводской упа­ковке. Для свежей рыбы необходимы закрывающиеся корзины или ящики. Молоко, сметану, сливки привозят в специальной упа­ковке или таре, сухие или сыпучие продукты — в заводской таре: мешках или закрытых ящиках. Для перевозки хлеба и хлебобулоч­ных изделий используют хорошо закрываемый ящик с полками. Лица, занимающиеся погрузкой и выгрузкой продуктов, регу­лярно проходят медицинский осмотр. Их обеспечивают специаль­ной одеждой: халатом, фартуком, рукавицами. Продукты пита­ния, поступающие в детские учреждения, должны быть свежими и доброкачественными: без посторонних примесей, загрязнения, поражения грызунами и насекомыми. Это во многом зависит от транспортировки и хранения пищевых продуктов.

Доставленные продукты подвергаются санитарному осмотру и бракеражу. Все данные осмотра фиксируют в специальном журна­ле. Перед осмотром продуктов следует ознакомиться с сопроводи­тельными документами, из которых можно получить предвари­тельные данные о продуктах: дате их выпуска, условиях хране­ния, сроках реализации. Эти данные особенно важны при поступ­лении скоропортящихся продуктов: мяса, колбасы, ветчины, рыбы, молока и т.п. Бракераж продуктов производят не только при приеме на склад или в холодильник, но и при поступлении их со склада на кухню.

Качество продуктов обычно оценивают медицинский работ­ник детского учреждения и повар. При малейшем подозрении на недоброкачественность того или иного продукта его следует отде­лить от остальных и подвергнуть дополнительному лабораторному исследованию, которое проводится санитарно-эпидемиологической станцией.

Мясо и мясопродукты обладают большой питательной ценно­стью, так как содержат полноценные белки. Как правило, упот­ребляется мясо крупного рогатого скота (говядина); баранина, сви­нина, мясо гусей, уток в питании детей дошкольного возраста не рекомендуется.

При приеме мяса обращают внимание на наличие документов, гарантирующих качество мяса или мясных продуктов. Завоз готового фарша не разрешается. Мясные продукты хранят в холодильниках.

Воспитание у детей гигиенических навыков приема пищи .

Детей учат мыть руки перед едой, во время приема пищи пра­вильно сидеть (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол), пользоваться столовыми приборами. Дошкольников учат пользоваться ножом: правильно резать мясо, огур­цы, помидоры. Младшим детям пищу размельчают взрослые.

Во время еды дети не должны спешить, отвлекаться, играть веденными приборами, набивать полный рот пищей и разгова­ривать при этом и т. п. Воспитатель учит их пользоваться салфеткой. Малышам перед приемом пищи надевают нагрудники, для старших ставят на стол стакан с бумажными салфетками.

Еженедельно или 1 раз в 10 дней медицинский работник контролирует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на 1 ребенка и при необходимости проводит коррекцию питания з следующей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости проводит медицинская сестра I раз в месяц (подсчитывают энергетическую ценность, количество белков, жиров и углеводов).



Расчет стоимости детодня:



/text/raschjot_stoimosti_pitanija_odnogo_dnja_po_natural.doc

МЕНЮ:
/text/menju_na_2014.doc


 

© asb-ds16

Создать бесплатный сайт с uCoz